Системами интернет-банкинга пользуются лишь 20% россиян

    Системами дистанционного банковского обслуживания пользуется только пятая часть ро...

Ипотечный портфель Сбербанка вырос на 7% за полгода

В Сбербанке РФ отмечен рост спроса на ипотеку. В январе объём ипотечного портфеля Сбера составил...

Новое на сайте

Отказ не редкость 05 Июня 2016, 16.47
Отказ не редкость
 Причины отказа в кредите весьма разнообразны на сегодняшний момент. То возраст не тот. Людям престарелого возраста или
Инвестирование в акции
Самые богатые люди инвестируют в рынок ценных бумаг, и это не случайно. Один из самых удачных способов добиться финансовой
Кредиты от Сбербанка для малого бизнеса становятся более доступными
    Объём кредитного портфеля беззалогового экспресс-кредита «Доверие» за три месяца нынешнего года показал рост на

Преодоление последствий кризисов 90-х годов

Начиная с 2000 года, ситуация в банковском секторе России начала улучшаться. В ней стало больше конкуренции. Прежде всего, в связи с выходом Банка России из капиталов Внешторгбанка, а также в связи с принятием Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Обязательное страхование вкладов физических лиц, введенное этим законом, создало существенные предпосылки для повышения доверия граждан к банкам. Соответственно стали выравниваться условия для привлечения этих ресурсов различными банками.

Значительно улучшилась ситуация с развитием кредита. По сообщениям РИА "Новости", объем кредитов, предоставленных физическим лицам в 2004-2006 годах, вырос в 10,7 раза, превысив полтора триллиона рублей. Однако, отечественная банковская система все еще не справляется с возросшим уровнем спроса на финансово-кредитные услуги. Объем кредитования нефинансового сектора иностранными банками достигает 40%. Вместе с тем, За 3,5 года активы российских банков увеличились почти в три раза.

В России, на 01.11.2006 насчитывалось 1203 действующие кредитные организации (на 1 октября - 1205), в том числе 1156 банков, 47 небанковских кредитных организаций. Количество действующих кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале составило на 1 ноября 2006 г. - 148 (на 1 октября - 148), из них со 100-процентным участием - 51, свыше 50 проц. - 12. На 1 ноября 2006 г. на территории РФ зарегистрировано 3270 филиалов действующих кредитных организаций (на 1 октября 2006 г. - 3280), в том числе филиалов Сбербанка - 881 (905). За рубежом на 01.11.2006 зарегистрировано 2 филиала действующих кредитных организаций. Количество представительств действующих кредитных организаций - 572 (549) в том числе на территории РФ - 531 в дальнем зарубежье - 28, в ближнем зарубежье - 13. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на 1 ноября 2006 г. составил 497 млрд. 895 млн. руб. (на 1 октября 2006 г. - 490 млрд. 982 млн. руб.).

Но многие проблемы остались и их надо решать. Прежде всего - расширение банковских услуг в регионах России. По-прежнему большая часть банков находится в центральном административном округе. В некоторых регионах - по одному банку. А в одном из субъектов Российской Федерации вообще нет ни одного банка. Это самый насущный вопрос экономики страны, в особенности если учесть то давление, которое оказывается на российское государство другими государствами, мотивированное стремлениями подчинить нашу экономику транснациональным компаниям через систему вхождения в ВТО и навязать нам филиалы иностранных банков. Учитывая, что в Конституции РФ есть статья 15, в которой сказано о том, что международные договоры обладают приоритетом над законами России, - такое вхождение поставит Россию в невыгодное и ограниченное положение по отношению к другим государствам, у которых нет в конституциях таких норм. Российские компании попадут в условия, когда им станут навязывать технологии, применимые в других странах, но не адекватные обычаям и традициям науки, образования, культуры и экономики в России.

Простой пример из сферы информационных технологий. Фирмы в США работают с учетом принципа узкой специализации. В России, наоборот, практикуется широкая специализация. Юрист может заниматься разными вопросами и всегда находит себе применение, может легко перестроиться на новый вид деятельности. Соответственно к этому приспособлена и работа фирм, поставляющих информационные технологии и информационно-правовые программы. В США другой подход. Там есть юрист - бухгалтер, юрист по налогам и другие узкие специальности. Но суть не только в этом. Есть еще вопросы занятости и заработной платы. ВТО запрещает многое, что нам необходимо в условиях нашей переходной экономики.

Расширение деятельности российских банков предполагает создание инфраструктуры для развития их активности в регионах. Центральный банк мог бы для этих целей использовать свои золотовалютные резервы. Вместо того чтобы ими подпитывать экономику США их можно было бы разместить в российских банках, кредитующих население страны.

Учитывая катастрофическое положение с демографией, надо создать Демографический банк, разместив в нем золотовалютные резервы Банка России. Этот банк мог бы выдавать кредиты исключительно региональным банкам. А те, в свою очередь - переселенцам. Есть ведь национальный проект. Возвращение в Россию бывших граждан СССР в значительной мере решает проблему демографии в нашей стране. Но такие кредиты могли бы выдаваться и тем, кто переселяется в сельскую местность и занимается фермерством. Без банков улучшить экономику регионов невозможно.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год читаем: "Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия), благоприятные макроэкономические условия будут способствовать дальнейшему устойчивому росту банковского сектора. В 2007 году будет расширяться взаимодействие банковского сектора с реальной экономикой, более заметной станет его роль в реализации приоритетных национальных проектов.

Банки сохранят доминирующее положение в системе финансового посредничества и останутся в числе привлекательных объектов для инвестирования. Росту эффективности и инвестиционной привлекательности российского банковского сектора будет способствовать повышение доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков в условиях развития банковской деятельности и устойчивого функционирования системы страхования вкладов.

Одновременно будет нарастать конкуренция на рынке банковских услуг, в том числе в связи с повышением активности банков с иностранным капиталом, а также в результате развития трансграничного банковского обслуживания. Завершение либерализации валютного законодательства приведет к расширению предложения услуг иностранными банками. В этих условиях особое значение приобретает повышение конкурентоспособности отечественных банков, уровня их финансовой устойчивости, способности предоставлять высококачественные современные банковские услуги.

Финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг, в то время как лидеры российского банковского рынка наряду с устойчивыми средними и малыми банками (в том числе региональными) упрочат свое положение. Продолжится естественный процесс консолидации российского банковского сектора. Несколько возрастет в капитале и активах банковского сектора доля банков с иностранным капиталом, в том числе и за счет появления новых банков, контролируемых нерезидентами".

Если действительно получится так, что российские кредитные организации окажутся в одной системе взаимодействия с реальной экономикой, чего пока ни разу не получалось в 90-е годы, хотя много говорилось о необходимости этого, то они смогут оставаться на рынке и выдержат растущую конкуренцию с иностранными банками. Но здесь важна та роль, которую играет Банк России в банковской системе и на какие цели он ориентирован.

Вместе с тем, нам представляется правильным подход, при котором кредитные организации освобождаются от разных бюрократических препон, когда за них решаются многие вопросы гражданско-правового характера. В настоящее время уже прошел первое чтение законопроект, по которому отменяются часть 3 и часть 5 статьи 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Там, в статье 18 говорится о том, что кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являются недействительными, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи". В самом деле, разве этот вопрос должен решаться за учредителей и участников кредитных организаций? Другое дело, что нужно установить границы участия иностранного капитала в банковской системе. Давно уже не принимается запланированный самим же Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон о квоте участия иностранного капитала в банковской системе России. Квота в целом по банковской системе должна быть установлена.

Нужно улучшать инфраструктуру российских банков таким образом, чтобы все они были поставлены в равные условия конкуренции.

Главная Проблемы правового регулирования банковской системы Преодоление последствий кризисов 90-х годов
PayPal получил лицензию Центробанка РФ
Центробанк сообщил, что 14 мая НКО «ПэйПал РУ», являющаяся российской «дочкой» платежной системы PayPal, получила лицензию за
Банкам разрешат продавать долги коллекторам без согласия заемщиков
Банки смогут продавать долги заемщиков, которые допускают просрочку по кредитам, коллекторам без согласия первых, если
Кипр снял ограничения на банковские транзакции для иностранцев
Министерство финансов острова Кипр сняло ограничения на движение средств иностранных клиентов иностранных банков,