Системами интернет-банкинга пользуются лишь 20% россиян

    Системами дистанционного банковского обслуживания пользуется только пятая часть ро...

Ипотечный портфель Сбербанка вырос на 7% за полгода

В Сбербанке РФ отмечен рост спроса на ипотеку. В январе объём ипотечного портфеля Сбера составил...

Новое на сайте

Инвестирование в акции
Самые богатые люди инвестируют в рынок ценных бумаг, и это не случайно. Один из самых удачных способов добиться финансовой
Кредиты от Сбербанка для малого бизнеса становятся более доступными
    Объём кредитного портфеля беззалогового экспресс-кредита «Доверие» за три месяца нынешнего года показал рост на
Банки предлагают образовательные программы по обращению с финансами
    Люди, которым не удалось постичь азы финансового искусства, смотрят в сторону банков с опаской, предпочитая

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи, определяя банковскую систему РФ, по существу, выделяет два ее уровня:

1) Банк России;

2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Как установлено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 указанной статьи функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основы статуса Банка России закреплены в ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России (ч. 1); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2). Как отмечал КС России, эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (см. ниже).

Следует отметить, что не вполне понятно, из чего исходил законодатель при включении в банковскую систему РФ субъектов, указанных в норме ч. 1 комментируемой статьи. Если основным критерием является осуществление банковских операций, то, во-первых, данному критерию не соответствуют представительства иностранных банков (см. комментарий к ст. 17 Закона), и, во-вторых, этому критерию соответствуют не указанные в рассматриваемой норме Внешэкономбанк, а также коммерческие организации, которые не являются кредитными организациями и которые осуществляют отдельные банковские операции в соответствии со ст. 13.1 комментируемого Закона. Если же в норме ч. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты отношений, урегулированных банковским законодательством, то с очевидной необходимостью к ним должно быть отнесено Агентство по страхованию вкладов.

2. В норме ч. 2 комментируемой статьи определена система актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, среди которых прямо названы комментируемый Закон и Закон о Банке России;
  • нормативные акты Банка России.

Как видно, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормативными правовыми актами исключительно федерального уровня, что предопределено положениями п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которым в ведении России находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Соответственно, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования банковской деятельности издаваться не могут.

Обращает на себя внимание то, что в норме ч. 2 комментируемой статье не закреплены традиционные для федерального законодателя положения, основанные на следующих положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" : под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров России, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Согласно положениям Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием международный договор России охватываются: международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В качестве федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, в норме ч. 2 комментируемой статьи наряду с комментируемым Законом прямо назван Закон о Банке России. Представление о предмете регулирования Закона о Банке России следует из приведенных выше положений ч. 1 и 2 его ст. 1.

Круг иных федеральных законов (иных, нежели комментируемый Закон и Закон о Банке России), в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, довольно широк. Эти федеральные законы указаны при рассмотрении соответствующих норм комментируемого Закона. Здесь же представляется целесообразным отметить, что к таким законам относятся и акты гражданского законодательства. При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

В то же время ряд актов гражданского законодательства прямо предусматривает возможность установления федеральным законом, под которым подразумевается комментируемый Закон, норм, отличных от норм данных актов.

В частности, в соответствии с ГК РФ: порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяет Закон об АО, что и закреплено в п. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ ); правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет Закон об ООО, что и закреплено в п. 1 его ст. 1. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об АО и п. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения соответственно акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в сфере банковской деятельности определяются федеральным законом.

Издание Банком России нормативных актов регламентировано следующими положениями ст. 7 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ):

  • Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ч. 1);
  • правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно (ч. 2). Порядок подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, принимаемых им в соответствии с Законом о Банке России и другими федеральными законами, а также представления их на государственную регистрацию в случаях, определенных федеральными законами, установлен Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в ред. последующих изменений);
  • нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы (ч. 3);
  • нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ч. 4). Это означает, что подлежат применению Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. последующих изменений). Разъяснения о применении названных Правил утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88;
  • не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России (ч. 5);
  • в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России (ч. 6);
  • нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации (ч. 7);
  • нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти (ч. 8). Об оспаривании нормативных актов Банка России см. комментарий к ст. 21 Закона;
  • проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России (ч. 9).

Следует отметить, что КС России неоднократно обращался к вопросу о нормотворческих полномочиях Банка России. В определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О КС России указал, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2); эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения; КС России также пришел к выводу, что нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Данное решение, как отмечено в определении КС России от 10 октября 2002 г. N 260-О, сохраняет свою силу и согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Главная Комментарий к федеральному закону "О банках и банковской деятельности" Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Северо-Западный банк Сбербанка реализовал 25 тысяч инвестиционных и памятных монет из драгметаллов
Северо-Западный банк Сбербанка РФ подвёл итоги продаж памятных и инвестиционных монет из драгметаллов за первое полугодие
Сбербанк понизил ставки по онлайн-вкладам
С 30 апреля Сбербанк снизил процентные ставки по интернет-вкладам физических лиц, сообщается на сайте этого финансового
Все больше россиян хранят деньги в банках
Банкам свои финансы доверяет все большее количество россиян. Растёт и общая сумма вкладов. По информации Росстата, в