Системами интернет-банкинга пользуются лишь 20% россиян

    Системами дистанционного банковского обслуживания пользуется только пятая часть ро...

Ипотечный портфель Сбербанка вырос на 7% за полгода

В Сбербанке РФ отмечен рост спроса на ипотеку. В январе объём ипотечного портфеля Сбера составил...

Новое на сайте

Отказ не редкость 05 Июня 2016, 16.47
Отказ не редкость
 Причины отказа в кредите весьма разнообразны на сегодняшний момент. То возраст не тот. Людям престарелого возраста или
Инвестирование в акции
Самые богатые люди инвестируют в рынок ценных бумаг, и это не случайно. Один из самых удачных способов добиться финансовой
Кредиты от Сбербанка для малого бизнеса становятся более доступными
    Объём кредитного портфеля беззалогового экспресс-кредита «Доверие» за три месяца нынешнего года показал рост на

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи, определяя банковскую систему РФ, по существу, выделяет два ее уровня:

1) Банк России;

2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Как установлено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 указанной статьи функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основы статуса Банка России закреплены в ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России (ч. 1); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2). Как отмечал КС России, эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (см. ниже).

Следует отметить, что не вполне понятно, из чего исходил законодатель при включении в банковскую систему РФ субъектов, указанных в норме ч. 1 комментируемой статьи. Если основным критерием является осуществление банковских операций, то, во-первых, данному критерию не соответствуют представительства иностранных банков (см. комментарий к ст. 17 Закона), и, во-вторых, этому критерию соответствуют не указанные в рассматриваемой норме Внешэкономбанк, а также коммерческие организации, которые не являются кредитными организациями и которые осуществляют отдельные банковские операции в соответствии со ст. 13.1 комментируемого Закона. Если же в норме ч. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты отношений, урегулированных банковским законодательством, то с очевидной необходимостью к ним должно быть отнесено Агентство по страхованию вкладов.

2. В норме ч. 2 комментируемой статьи определена система актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, среди которых прямо названы комментируемый Закон и Закон о Банке России;
  • нормативные акты Банка России.

Как видно, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормативными правовыми актами исключительно федерального уровня, что предопределено положениями п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которым в ведении России находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Соответственно, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования банковской деятельности издаваться не могут.

Обращает на себя внимание то, что в норме ч. 2 комментируемой статье не закреплены традиционные для федерального законодателя положения, основанные на следующих положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" : под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров России, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Согласно положениям Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" понятием международный договор России охватываются: международные договоры России, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В качестве федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, в норме ч. 2 комментируемой статьи наряду с комментируемым Законом прямо назван Закон о Банке России. Представление о предмете регулирования Закона о Банке России следует из приведенных выше положений ч. 1 и 2 его ст. 1.

Круг иных федеральных законов (иных, нежели комментируемый Закон и Закон о Банке России), в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, довольно широк. Эти федеральные законы указаны при рассмотрении соответствующих норм комментируемого Закона. Здесь же представляется целесообразным отметить, что к таким законам относятся и акты гражданского законодательства. При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

В то же время ряд актов гражданского законодательства прямо предусматривает возможность установления федеральным законом, под которым подразумевается комментируемый Закон, норм, отличных от норм данных актов.

В частности, в соответствии с ГК РФ: порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяет Закон об АО, что и закреплено в п. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ ); правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет Закон об ООО, что и закреплено в п. 1 его ст. 1. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об АО и п. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения соответственно акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в сфере банковской деятельности определяются федеральным законом.

Издание Банком России нормативных актов регламентировано следующими положениями ст. 7 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ):

  • Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ч. 1);
  • правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно (ч. 2). Порядок подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, принимаемых им в соответствии с Законом о Банке России и другими федеральными законами, а также представления их на государственную регистрацию в случаях, определенных федеральными законами, установлен Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в ред. последующих изменений);
  • нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы (ч. 3);
  • нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ч. 4). Это означает, что подлежат применению Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. последующих изменений). Разъяснения о применении названных Правил утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88;
  • не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России (ч. 5);
  • в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России (ч. 6);
  • нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации (ч. 7);
  • нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти (ч. 8). Об оспаривании нормативных актов Банка России см. комментарий к ст. 21 Закона;
  • проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России (ч. 9).

Следует отметить, что КС России неоднократно обращался к вопросу о нормотворческих полномочиях Банка России. В определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О КС России указал, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2); эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения; КС России также пришел к выводу, что нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Данное решение, как отмечено в определении КС России от 10 октября 2002 г. N 260-О, сохраняет свою силу и согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Главная Комментарий к федеральному закону "О банках и банковской деятельности" Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Доступную ипотеку на однокомнатные квартиры предложил «ВТБ 24»
Розничная «дочка» ВТБ банк «ВТБ 24» запускает специальную ипотечную программу с 10-процентным первоначальным взносом на
Банкам разрешат продавать долги коллекторам без согласия заемщиков
Банки смогут продавать долги заемщиков, которые допускают просрочку по кредитам, коллекторам без согласия первых, если
Все больше россиян хранят деньги в банках
Банкам свои финансы доверяет все большее количество россиян. Растёт и общая сумма вкладов. По информации Росстата, в